Разработка и создание сайта shelest.com.ru
г.Новосибирск   +7 (913) 016-02-01

История образования в Монголии

Раздел: Журнал событий /  Дата: 26 Март, 2017 в 10:17 /  Просмотров: 105

До провозглашения независимости в Монголии господствовали духовные школы при многочисленных монастырях, в  них изучались, главным образом, буддийское богословие и медицина на тибетском языке. Светского образования в стране Монголии в начале XX в. как такового ещё не было. Функции учителей выполнялись ламами, которые специально готовились к этому в специальных школах при монастырях.
Первая российско-монгольская школа была открыта в 1725 г. в Иркутске для приобщения монголоязычного населения к русскому языку и культуре. В 1832 г. по инициативе Департамента иностранных дел России в г.Троицкосавске (недалеко от монгольской границы) было создано русско-монгольское войсковое училище для подготовки переводчиков монгольского языка.
В 1864 г. российский консул в Урге (ныне г.Улан-Батор) Я.П.Шишмарев основал школу для русских и разрешил посещать ее детям местной элиты. Это были первые светские учебные заведения на монгольской территории. Вместе с тем, до победы в Монголии народной революции в 1921г., грамотность населения составляла всего 1%. И даже многие ламы, получившие религиозное образование на тибетском языке, не умели читать и писать по-монгольски.
В 1908 г. впервые появляются небольшие школы для подготовки чиновников, с преподаванием маньчжурского, китайского и монгольского языков. Эти школы имели две разновидности: школы индивидуального обучения и домашние школы, где учителя или чиновники обучали своих учеников монгольской и тибетской грамоте.
В 1908 г. Б. Я. Владимирцов писал о дэрбэтах: «Школ не существует вовсе, грамоте выучиваются дома и, по-видимому, в возрасте 15—20 лет, а вернее сказать, это «полуграмотность», т. к. большинство удовлетворяется умением читать по складам и писать каракули. Хорошо пишут и читают и вообще знакомы, с монгольской письменностью одни члены княжеских семейств, чиновники да профессиональные писцы».
К началу периода Богдо-гэгэна население Монголии — араты, было почти поголовно неграмотным. Правящая элита Монголии, получившая образование за границей, составляла несколько процентов. В стране не имелось ни одной постоянно действующей светской школы.
Сложившаяся ещё в XYI-XYII вв. система духовного (монастырского) образования Монголии не претерпела существенных изменений ни при маньчжурской власти (конец XVII B.-1911 т.), ни во времена Богдо-гэгэна (1911-1921 гг.). По сути дела, вплоть до 1921 г. монастыри продолжали оставаться главным, если не единственным, очагом «просвещения». Поэтому арат, пожелавший дать своему ребенку хоть какое-нибудь образование, вынужден был отдавать его в монастырь. Это явление, в частности, было одной из причин чрезвычайного развития в дореволюционной Монголии института монастыря.
Не только образование, но и вся общественная, хозяйственная и семейная жизнь монголов в дореволюционной период находилась под сильнейшим влиянием религии. Ламы устанавливали время начала различных работ, назначали сроки для женитьбы, определяли методы воспитания детей. Лама принимал новорожденного, давал имя, «лечил и учил», венчал, служил при погребении, требуя и получая во всех случаях определенную мзду. «Лама не только духовник и учитель, он голова, сердце и пророк в своём отечестве», — писали французские путешественники Э. Гюк и Г. Габэ, побывавшие в середине XIX в. в Южной Монголии.
Советский ученый, академик И.М. Майский, посетивший Монголию в 1918 г., отмечал: «Роль лам в монгольской жизни была огромна. Можно без преувеличения утверждать, что лама провожал монгола от колыбели до могилы. Лама молился о даровании потомства бездетным родителям, оказывал помощь матери во время родов, участвовал в церемонии наименования и пострижения ребенка, лечил его в случае болезни и своими заклинаниями отгонял от него злых духов. Когда ребенок превращался в юношу, лама благословлял сделанный им выбор невесты и освящал его брак, гадал для него во всех сомнительных случаях жизни, назначал ему счастливый день для выезда из дома, для перекочевки или для начала какого-нибудь дела» .
Посвящение в ламы совершалось в раннем детстве, в возрасте четырех-пяти лет. К мальчику прикреплялся лама, который совершал церемонию посвящения ребенка в ламы первой ступени. Восьми лет ребенка отдавали в дацан. Попав к тому или другому ламе для обучения, мальчик давал первые обеты и становился хувараком или банди. Он прислуживал своему учителю, учился тибетской грамоте. Каждый лама имел несколько учеников.
Ламаистские школы были почти во всех монгольских монастырях, вокруг крупнейших из них — целая сеть религиозных школ.
С 1921 г. страна стала развиваться по социалистическому пути. Это предопределило огромное влияние Советского Союза на культуру и образование Монголии в последующие 70 лет. Как свидетельствует проведенный нами сравнительный анализ российских и монгольских документов об образовании, в 20-30-е годы в основу системы образования Монгольской Народной Республики (МНР) были положены принципы советской образовательной системы: всеобщий характер образования, доступность и бесплатность получения образования, коммунистическая направленность обучения и воспитания, связь обучения с производительным трудом и др. Названные принципы получили отражение в таких законодательных актах, как «Постановление правительства об организации начальной школы» (1921); «Закон об отделении школы от церкви» (1924); «Положение о средней школе»(1927) и др.
Советские педагоги оказали большую помощь в реализации принципов государственной образовательной политики. Народный комиссариат просвещения РСФСР по просьбе монгольских учителей разрабатывал для них рекомендации по вопросам реализации, содержания образования и организации учебного процесса. Кроме того, на постановку школьного дела в тот период значительное влияние оказали работники советских школ, которые работали на территории Монголии. Советские учителя помогали монгольским коллегам создавать учебные заведения, налаживать в них учебную работу, делились педагогическим опытом, снабжали школы тетрадями, методическими и наглядными пособиями и др. В 1933 г. по примеру советских школ Министерство просвещения МНР разработало типовые учебные планы и программы для начальной и средней школы, что позволило значительно повысить качество общего образования.
Важную роль в развитии образования Монголии сыграла замена в 1941 году сложного старомонгольского алфавита русским на основе кириллицы. Это позволило решить ряд таких важных задач образования, как ликвидация неграмотности взрослого населения, охват всеобщим начальным обучением детей младшего школьного возраста, развитие профессионального образования в стране. Отсутствие на монгольском языке учебников, учебно-методических пособий и научной литературы обусловило необходимость введения в конце 30-х годов русского языка в учебные планы средних школ и вузов Монголии. Вначале уроки русского языка велись специалистами, приглашенными из СССР. Одновременно Советский Союз оказывал помощь в подготовке педагогических кадров на своей территории. Монгольские учителя получали образование в Иркутске, Улан-Удэ, Кяхте, Ленинграде и Москве. В результате совместных мероприятий монгольских и советских педагогов уже к концу 1957 г. количество грамотных монголов в возрасте от 13 до 45 лет составило 93,4% , а в начале 70-х годов МНР стала страной сплошной грамотности.
В 80 — 90 годы СССР тесно сотрудничал с Монголией в подготовке кадров высшей квалификации. В январе 1978 г. Государственным комитетом Совета Министров МНР по высшему, среднему специальному и профессионально-техническому образованию, Министерством народного образования и Обществом монголо-советской дружбы, с одной стороны, и Союзом Советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, с другой, было подписано соглашение о создании в г. Улан-Баторе филиала Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. За 13 лет существования в Филиале прошли переподготовку более 70% всех монгольских учителей русского языка. Кроме того, Советский Союз помогал МНР в подготовке дипломированных специалистов по многим другим направлениям. В 1986-1990 годах в советские вузы ежегодно направлялось до 1300 монголов, тогда как общее количество первокурсников из всех других стран, вместе взятых, составляло лишь 160 человек в год.
В начале 90-х годов в условиях перехода Монголии на рыночную экономику, а также в связи с финансовыми, политическими, социальными проблемами в России, возникшими после распада Советского Союза, монголо-российское сотрудничество подверглось значительным испытаниям: была полностью разрушена система повышения квалификации монгольских учителей-русистов. В 1987 г. в вузах страны был отменен государственный экзамен по русскому языку, а в 1988 г. — выпускной экзамен по этому предмету в школах. Почти 500 учителей русского языка остались без работы. Многие из них вынуждены были приобретать другую специальность. В этот период большую финансовую поддержку Монголии в сфере просвещения оказали Великобритания, Китай, США, Южная Корея, Япония. Так, в 2002 — 2003 уч. году только Монгольский государственный университет получил помощь от культурных зарубежных организаций и частных лиц на сумму 230 тыс. долларов США, 122 студента обучались в зарубежных странах бесплатно.
4ea6aeb2e6a83732b7131f3ec58f4ef4_1024_768


0

Новые маршруты

Пример

Новые фотографии путешествий

16.06.19-sdt-weekend-103 16.06.19-sdt-weekend-18 16.06.19-sdt-weekend-66 16.06.11_zveroboy-36 16.06.11_zveroboy-39 14976153_10155432938105299_804700126_o AbWtACgXUdc odvUyinxd-A vTnWfv7yT38 DSJF3ZZVhyQ

  •   +7 (913) 016-02-01
  •   +7 (923) 239-39-28
  •   г. Новосибирск
  •   siberia_discovery_team@mail.ru
Copyright © 2014-2019 Siberia Discovery Team. Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна. .
DEVELOPMENT AND CREATION WEB-SITE SHELEST.COM.RU
Консультация менеджера