Разработка и создание сайта shelest.com.ru
г.Новосибирск   +7 (913) 016-02-01

Великие женщины Монголии

Раздел: Достопримечательности /  Дата: 24 Март, 2017 в 9:21 /  Просмотров: 366

В историю Монголии навсегда вошли 34 великих хатун. В исторических памятниках говорится, что жизнь 17 из них прошла в бассейне реки Онон. Мы хотим рассказать лишь о некоторых из них.

Алангуа — историческая личность 10 века, считающаяся прародительницей монгольских правителей, символ единения и мира между монголами. Первые письменные упоминания об Алангуа содержатся в “Сокровенном сказании”, где рассказывается, что она была дочерью одного из предводителей хоритуматов, племени, населявшего в то время северные районы вокруг озера Хубсугул.

При жизни мужа Алангуа родила двух сыновей, Бэлгутэй и Бугунтай, после смерти Добуна — еще троих, Бугу-Хадаги, Бухату-Салжи и Бодончара. В период взросления своих сыновей хатун, во избежание ссор между ними, дала наставление. Для этого она дала каждому из сыновей по одной стреле и велела переломить. Затем собрав пять древок снова дала сыновьям разломать их. Так как сыновья не смогли этого сделать Алангуа сказала им “Вы все родились из единого чрева матери. Если будете поступать и действовать каждый сам за себя, то легко будете сломлены подобно тем стрелам. Если же будете единодушны как связанные пучки стрел, вы не сможете стать чьей-то легкой добычей”. Этот случай стал легендой и активно использовался и во времена Чингис хаана. Пользуется и сейчас.

Другой исторической личностью монгольского народа является Оэлунмать Чингис хаана. Монгольские хроники называют её “женой чести, совести, разума и холодной решимости”. Во всём её облике сквозило не только мужество, готовность к подвигу, но и женственность, самозабвенная материнская любовь.
Оэлун отличалась красотой и происходила из племени олхонут. Она была сосватана за Чиледу, брата вождя соседнего племени меркитов. Как сообщает “Сокровенное сказание”, Оэлун любила Чиледу, но Есугэй отнял её силой. Приблизительно в 1162 году у них родился первенец. “Сокровенное сказание” сообщает, что ребёнок появился со сгустком крови в кулаке. Это было истолковано как знак силы. Отец назвал сына, по существующим тогда обычаям, именем захваченного в плен врага — Тэмужин. Внезапная смерть мужа резко изменила положение семьи. Вдова решительно отстаивала положение своей семьи, пытаясь удержать власть над родом. Но родственники мужа отказались признать её руководящую роль. Оэлун была первой женщиной, описанной в летописях, которая восстала против старых порядков в кочевом обществе. Это был настолько смелый поступок, что люди откочевали подальше от неё, чтобы своим примером она не заразила других.

Бортэ хатун. Она родилась в 1161 году. Точная дата смерти неизвестна, возможно около 1230 года. Бортэ была дочерью Дэйсэчэна из рода хунгират и его жены Цотан. Еще девочкой она была отдана в жены Чингисхану, который тоже на тот момент был юным, и судьбу их семьи решали родители. Бортэ была на два года старше своего мужа, так что к моменту их брака жениху было 9 лет. Дети Бортэ и Чингисхаана: четыре сына – Зучи, Цагаадай, Угэдэй, Тулуй и пять дочерей Фужинбеги, Чичиган, Алагайбеги, Тэмулэн, Алталун.

Бортэ хатун считается великой императрицей монголов. Когда Чингисхаан продолжал расширять свое влияние и империю, Бортэ оставалась в Хархорин и правила Монголией. Она часто изображается как красивая женщина, одетая в белое шелковое дээли, с золотыми монетами в волосах, держа в руках белого ягненка, и верхом на белом коне.

Сорхугтан Бэх хатун была женой младшего сына Чингис хаана Тулуй. Тулуй хаан всегда был в воинских походах и поэтому Сорхугтан бэх хатун сама воспитала четырех сыновей. Эта женщина была дочерью младшего брата Кэрэитского Ван хаана Жахан Хамба. И хотя ее религией было несторианское направление христианства, она поддерживала религиозных деятелей буддизма, мусульманства. Пригласила ученых уйгуров, монголов, китайцев и арабов обучать своих детей.
Все четыре ее сына стали великими правителями. Но самым знаменитым из них был пожалуй Хубилай, который сел на хаанский престол в 1260 году и правил 35 лет.

Доргэн хатун – в исторических летописях монголов ее называют также Наймажин, Наймалжин. Это означает, что она вышла из аймака найманов. Была супругой Угэдэй хаана. После смерти мужа она правила страной с 1242 по 1246 годы. Она была первой женщиной управлявшей империей. В исторических документах о ее деяниях пишут по разному. Некоторые отзываются о ней хорошо, но есть и такие в которых ее ругают.
Мандухай Сэцэн-хатан родилась в 1448 году — одна из женщин, вошедших в историю монголов. Много потрудилась над объединением феодально-раздробленной Монголии. Была дочерью мелкого феодала Чорук-бая Тэмур-чинсана, владевшего только одним отог Энхэгут, улуса Тумэт. Мандухай стала второй женой Мандул хаана. Так как Мандул хаан не имел мужского потомства, то после его смерти в 1467 г. Мандухай хатун оказалась главой государства. Отвергнув ряд претендентов на ее руку, она усыновила малолетнего Батмунх, сына Баянмунх, считавшегося законным претендентом на ханство. Со временем стала его женой.
Особого внимания заслуживают сведения, хотя отрывочные и неполные, о законах-запретах, установленных Мандухай-хатун у ойратов. Это наиболее раннее упоминание о древних законах монголов, имеющееся в монгольской исторической литературе.   Образ Мандухай Сэцэн-хатун остался в народной памяти. О ней была создана легенда, о ней были сложены эпические стихи.

Ану хатан — дочь князя Галдмаа. Была с детства знакома с Галданом, но он стал монахом, была отдана за его старшего брата, будущего хаана Сэнгэ. Родила сыновей Цэвээнравдана и Сономравдана. После смерти Сэнгэ и возвращения Галдана стала его женой, родив от него сына Сэвдэнбалжира, дочерей Юнчихай и Бум. В ходе первой ойрато-манжурской войны Ану сопровождала Галдана в походах. Во время разгромной для ойратов битвы на реке Тэрэлж в местности Зуунмод 13 мая 1696 года вместе с мужем участвовала в битве, стреляя из лука до тех пор, пока не вывихнула большой палец. В момент, когда вокруг ставки сомкнулось окружение, она надела боевые доспехи и, возглавив внезапную атаку, прорвала кольцо, чем отвлекла основные силы маньжуров. Ценой собственного пленения дав Галдану с небольшой группой воинов бежать, погибла от ружейной пули.

Ц.Дондогдулам — последняя хатун Монголии

В далеком 1874 году, в конце осени в семье Цэнда родилась девочка, которой было уготовано судьбой стать Эх дагина или мать всех монголов Дондогдулам. В некоторых источниках говорится, что в детстве ее звали Дунгаа. Отсюда можно сделать вывод, что Дондогдулам — это ее религиозное имя. Повзрослевшая девушка стала прислуживать супруге дворянина жонон бэйс Сангилдоржа и поехала вместе с ними в монастырь Амарбаясгалант, где и увидел ее восьмой Богдо.
Глава буддизма в Монголии, которому, и в стране, и за рубежом поклонялись, как “живому божеству” решил жениться. Подобного не случалось ни разу за все семь его предыдущих перерождений.
В 1902г. Дондогдулам получила титул “Мать дакини государства” и Белая тара и звание жены Богдо. После того, как Дондогдулам была названа Белой Тарой, Богдо издал указ, согласно которому его тесть получил чин “хиажинс, Шадар-дайчин”, а его жена — звание “Далай ээж”, и преподнес им девять белых даров. Говорят, с тех пор, как Дондогдулам была провозглашена как Белая Тара, летние дворцы-монастыри“Ногоон ордон” и “Хайстай лаврин” наполнились радостью и весельем. До этого дворцы Богдо-гэнээна скорее напоминали монастыри, где проводились только религиозные молитвы.
Дондогдулам свободно читала и писала по-монгольски и по-тибетски, в своих землях прославилась как “искусница”. Она собрала вокруг себя искусных вышивальщиц и мастеров, основала Сангай аймаг, сама проводила религиозные церемонии “луйжин”красной ветви буддизма.
Чтобы поднять авторитет своей императрицы среди общественности, Богдо в 1908 основал аймаг Эх дагина, собрал с учеников-шавь 4700 лан серебра, на которые был построен монастырь.
После этого Богдо гэгээн наградил Дондогдулам чином “Эрдэнэ сэцэн ноён” и вручил грамоту об этом, что позволило ей выпускать на скачки быстрых лошадей и борцов от своего имени. Чтобы утвердить ее чин в Пекине через службу по делам Монголии, в 1905г. Богдо потратил 100 тысяч лан серебра.
До событий 1911 г. Белая Тара Дондогдулам занималась только дворцовыми и религиозными делами, собрав вокруг себя мастериц и ювелиров, специализировавшихся в изображении божеств.
Белая тара никогда не были кичливой. Также известно, что Дондогдулам метко стреляла из револьвера, а в молодости была искусной наездницей и умела поймать любую лошадь, за что ее звали “уургач Дунгаа”.
Говорили, что каждый второй день недели Богдо гэгээн и Эх дагина покупали что-нибудь особенное или диковинное. Представители торговых фирм в Хурээ приносили им каталоги своих товаров. Правящая чета купила музыкальную шкатулку, автомобиль лимузин, роскошную европейскую одежду, косметику и духи вспоминал о них шведский граф Ларсон.
Дондогдулам была очень образованной по тем временам женщиной. Всегда и во всем поддерживала Богдо гэгээна. Но насколько была счастлива эта женщина? Ведь у нее не было собственных детей.
У ее младшей сестры Дэндэвдулам было 4 детей. Любопытно, что за 27 лет совместной жизни с Богдгэгэном по столице не раз распространялись слухи о ее беременности. Если верить слухам, влиятельные ламы боялись, что у Богдо-гэгээна и его жены Эх дагина могут родиться дети. Тогда буддистские традиции по определению перерождений душ Далай-ламы и других хутагта и хувилгаан зайдут в тупик, а престол будут наследовать по праву рождения и крови.
Поэтому они сотворили черную магию, чтобы сделать императрицу бесплодной, поклонились горе Зайсан уул и принесли жертвы.
Мечтавшая о детях правящая чета усыновила мальчика Ламъяа. Для принца была поставлена ковровая юрта в Хайлааст, а его учителями были назначен аристократ Сономжамц гун и монах Ононжамц. Мальчик встал на путь просветления и стал ученым-монахом. После этого правящая чета усыновили еще несколько детей, из которых мы знаем тестя экс Премьер-министра М.Энхсайхана — Эрэнжав, а также ныне покойного, знаменитого монгольского композитора Л.Мурдоржа. Приемные дети звали своего отца Богда “Онио”, а мать Эх дагина- “Алиа”.
Интересные воспоминания о последней монгольской хатун оставили российский ученый И.Майский, шведский граф Ларсон, полномочный представитель Царской России И.Я.Коростовец, польский путешественник Ф.Оссендовски, немецкий ученый-монголовед Ута-Шьёне. По сообщению П. К. Козлова, она “…разъезжает с ним /мужем/ всюду, стреляет из лука, ловит рыбу на удочку, пьёт и не напивается”. Миссионер Ф. А. Ларсон, неоднократно встречавшийся с ними обоими, вспоминал:
“Монголы никогда не говорили о ней как о простом человека, но только как о богине. Она была практичной, благоразумной женщиной и великолепной домохозяйкой, выгнавшей из переходов великого дворца Будды весь мрак, таившийся там до её прихода. Она была приятной спутницей, хорошей наездницей и превосходным стрелком. Будда чрезвычайно ею гордился».
При этом ни один из ее учеников, ни один из дворцовых слуг ничего не рассказывал о ней, даже перед смертью. Все это привело к тому, что она навеки осталась неразгаданной загадкой.
В январе 1923 года самочувствие Ц.Дондогдулам начало резко ухудшаться, и лекари-монахи Богдо-хана начали читать молитвы, поили ее лекарственными настоями, но не смогли ее спасти. Она сгорела всего за 11 дней и покинула этот мир в час петуха.
Тело покойной государственной матери дакини “Улсын эх дагина”, было вывезено на карете, запряженной соловой лошадью в долину истока реки Сэлбэ вблизи столицы, где в своё время они с мужем проводили летний сезон, и сожжено. Лошадь была принесена в жертву в том же ущелье, где было сожжено и упокоено тело императрицы, и в честь жертвоприношения место было названо “Шарга морьтын ам”. По другим источникам в момент кремации в долине паслись восемь соловых лошадей. Жалханз хутагт, услышав о смерти Эх дагина, сожалел о ней: “Эта смерть приравнивается смерти трех тысяч монахов-гавьж”.
В музее Богда гэгээна до сих пор сохранились красивые дээли Эх дагина Дондогдулам – это парчовый дээли, а также ее головной убор украшенный кораллами, бирюзой и другими камнями.
В июне 2011 года в местности Дуурлигийн нарс сомона Баян-Адарга аймака Хэнтий состоялась торжественная церемония открытия Величественного комплекса дворца почитания Великих  ханш Монголии.
khan_wifes_palace_1


0

Новые маршруты

Пример

Новые фотографии путешествий

16.06.19-sdt-weekend-33 16.06.19-sdt-weekend-43 16.06.19-sdt-weekend-51 16.06.19-sdt-weekend-6 16.06.19-sdt-weekend-67 16.06.19-sdt-weekend-83 16.06.11_zveroboy-34 16.06.11_zveroboy-9 №7_Tanganyika PRfR8Nnn010

  •   +7 (913) 016-02-01
  •   +7 (923) 239-39-28
  •   г. Новосибирск
  •   siberia_discovery_team@mail.ru
Copyright © 2014-2017 Siberia Discovery Team. Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна .
DEVELOPMENT AND CREATION WEB-SITE SHELEST.COM.RU
Консультация менеджера