Разработка и создание сайта shelest.com.ru
г.Новосибирск   +7 (913) 016-02-01

Перевал Чике-Таман.

Раздел: Достопримечательности /  Дата: 16 Февраль, 2017 в 20:32 /  Просмотров: 119

Чике-Таман  — горный перевал на 659 км Чуйского тракта.  Высота перевала Чике-Таман 1295 м. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай. Существующая сегодня дорога проходит не там, где был старый Чуйский тракт. С многих открытых точек этот путь, ставший почти тропинкой, виден до сих пор.

Для того чтобы увидеть разницу между существующей дорогой и той, которая здесь была до революции, нужно совершить получасовую экскурсию вниз по старой дороге, которую еще описывал В.Я. Шишков в начале XX в.

Чике-Таман — огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегема, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную к горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на сто шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между двумя крайними точками подъема и спуска — всего одна верста. Все эти отдельные зигзаги тракта коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики.

Телега в поворотах  иногда не может повернуться: колеса висят над ничем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз».
Перевал имел тогда 34 крутых и опасных поворота при подъеме.
Из некоторых источников выясняется, что дорога здесь существовала с незапамятных времен. Когда через Улегемский хребет прокладывали колесную дорогу, то на перевале Чике-Таман открылся участок древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Такая же дорога вела в древности к китайскому перевалу. Местные жители до сих пор показывают еле видные следы древней дороги.
Дорога была высечена в скале и шла на подъем зигзагами. Повороты ее были не круты, а подъемы пологи. Эту, впоследствии засоренную камнями и заросшую деревьями дорогу, местное население считает китайской дорогой.
Строительство этой дороги относят к Х-ХII вв. Через перевал было проложено несколько путей. Так, исследователь СП. Швецов в 1898 г. пишет: «Раньше существовало три дороги, ведущие через этот перевал: на гору Чике-Таман, Ириндуой и на Черноречинскую дорогу».

О последней дороге М.А. Брещинский — горный инженер, проводивший изыскательские работы на Чуйском тракте в начале 80-х годов XIX в., говорил, «что она для приспособления к передвижению экипажей не пригодна. Что же касается двух других, то ими пользуются караваны одинаково, когда лошади устали только, то их направляют на более низкий, но скалистый Чике- Таман; если же у лошади сбиты копыта, то на более высокий, но с мягким грунтом Ириндуой».

После долгих проблем вокруг строительства колесного пути от Онгудая до Кош-Агача лишь в середине 1903 г. на этом участке было завершено строительство, включая и перевал Чике-Таман.

Позже большие ремонтные и изыскательские работы на Чике-Таманском перевале были проведены в 1924-1925 гг., что дало возможность совершить в 1925 г. впервые по Чуйскому тракту семь рейсов автомобилями до с. Кош-Агач и обратно. В силу малого угла разворота автомашинам на поворотах приходилось по нескольку раз делать маневры, чтобы проехать. На перевале Чике-Таман при подъеме необходимо было преодолеть 24 зигзага, а при спуске — 23 зигзага.

Еще в 1925 г. здесь проводились изыскания по определению наилучшего перехода через перевал. Было предложено пять вариантов, но после их проработки оказалось, что наиболее экономичным оставался старый тракт. Правда, перестроить существующий вариант вьючной дороги из-за малых радиусов разворотов и большой крутизны подъемов не представлялось возможным. Чтобы пробить дорогу с минимальным радиусом разворота, требовались большие взрывные работы.

Преимущество старого тракта состояло в том, что это было самое низкое место перевала, покрытое густой сетью пешеходных, вьючных и колесных дорог. В течение 1926 г. были произведены дополнительные изыскания с учетом предложений, выдвинутых в свое время экспедицией В.Я. Шишкова.

В 1927 г. была закончена прокладка тракта по новой трассе на Чике-Таманском перевале, работы на которой продолжались и в последующие годы. Этот вариант дороги со щебеночным покрытием сохранился до наших дней и использовался буквально до начала 80-х годов XX в. По ней еще можно проехать в настоящее время, но нужно быть предельно внимательным — дорога зарастает и в некоторых местах разрушается.

Работы по прокладке современной дороги через горный хребет поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и подсыпать дорогу.
Новая дорога была пущена в строй в 1984 г.
Было несколько обходных предложений. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была отложена. До сих пор на перевале продолжаются работы по его усовершенствованию.

Чике-Таман


0

Новые маршруты

Пример

Новые фотографии путешествий

16.06.19-sdt-weekend-106 16.06.19-sdt-weekend-15 16.06.19-sdt-weekend-31 16.06.19-sdt-weekend-39 16.06.19-sdt-weekend-85 16.06.11_zveroboy-20 16.06.11_zveroboy-24 BBbaikal IEXUjB-NNt0 FWhObzNpE4

  •   +7 (913) 016-02-01
  •   +7 (923) 239-39-28
  •   г. Новосибирск
  •   siberia_discovery_team@mail.ru
Copyright © 2014-2019 Siberia Discovery Team. Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна. .
DEVELOPMENT AND CREATION WEB-SITE SHELEST.COM.RU
Консультация менеджера